Какая ответственность предусмотрена за небрежное хранение огнестрельного оружия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая ответственность предусмотрена за небрежное хранение огнестрельного оружия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пистолет, револьвер и т. д. должны лежать в запирающемся сейфе по месту жительства. Если ключ от такого шкафа доступен и подобные действия повлекли за собой жертвы, владельца ожидает наказание. Нередко хозяин орудия не только не кладет его на замок, забывая закрыть сейф, но и небрежно оставляет пистолет просто на столе, кровати или шкафу.
Комментарий к Ст. 224 Уголовного кодекса
1. Предметом преступления является огнестрельное оружие.
2. Объективная сторона характеризуется деянием (действием или бездействием) в виде небрежного хранения огнестрельного оружия, т.е. хранения с нарушением установленных или общепринятых правил хранения. Обязательным признаком такого оружия выступает его нахождение у лица на законном основании.
3. Преступление окончено с момента наступления второго из двух последствий: первичного — использования оружия другим лицом и отдаленного — наступившими в результате такого использования последствиями: смертью человека (в том числе вследствие самоубийства) или иными тяжкими последствиями (хищением оружия, совершением преступления и т.п.) (в ч. 1) либо смертью двух и более лиц (в ч. 2).
4. Субъект преступления специальный: лицо, владеющее огнестрельным оружием на законном основании.
Комментарий к статье 224 УК РФ
1. Объект преступления раскрыт в коммент. к ст. 222.
2. Предметом преступления является огнестрельное оружие (см. коммент. к ст. 222), в том числе и гладкоствольное охотничье оружие.
3. Объективная сторона преступления заключается в небрежном хранении огнестрельного оружия, создавшем условия для его использования другим лицом и повлекшего тяжкие последствия.
4. Небрежное хранение выражается в несоблюдении владельцем огнестрельного оружия установленных правил его хранения и создании возможности завладения оружием третьими лицами.
Правила хранения оружия, принадлежащего гражданам, установлены, в частности, Законом об оружии и Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (в ред. от 16.04.2012) . Оружие должно храниться в местах проживания их владельцев с соблюдением условий, обеспечивающих его сохранность, безопасность и исключающих доступ к нему посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых жестью.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3878; 2000. N 24. Ст. 2587; 2002. N 11. Ст. 1053; 2004. N 8. Ст. 663; N 47. Ст. 4666; 2005. N 15. Ст. 1343; N 50. Ст. 5304; 2006. N 3. Ст. 297; N 32. Ст. 3569; 2007. N 6. Ст. 765; N 22. Ст. 2637; 2009. N 12. Ст. 1429; 2010. N 11. Ст. 1218; 2011. N 22. Ст. 3173; N 29. Ст. 4470; 2012. N 1. Ст. 154; N 17. Ст. 1985.
Нарушение правил хранения оружия может заключаться, например, в оставлении оружия без присмотра в местах, доступных посторонним лицам.
5. Использование огнестрельного оружия лицом, не имеющим на это законного права, может выражаться в производстве выстрела, в совершении преступления и т.п.
6. К тяжким последствиям следует относить смерть, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, самоубийство и т.п.
7. Обязательным признаком является причинная связь между нарушением правил хранения оружия и наступившими последствиями.
8. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.
9. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста и правомерно владеющее огнестрельным оружием (например, собственник огнестрельного оружия).
Если оружие находится во владении незаконно, то содеянное охватывается ст. 222, и дополнительной квалификации по комментируемой статье не требуется.
В случае если лицу поручена охрана огнестрельного оружия, то при наличии соответствующих условий оно может быть привлечено к ответственности по ст. 225, и дополнительной квалификации по комментируемой статье также не требуется.
Статья 224. Небрежное хранение огнестрельного оружия
1. Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, —
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
2. То же деяние, повлекшее смерть двух или более лиц, —
наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Предмет преступления по ст. 222-226.1 УК РФ
В соответствии с Федеральным законом №150-ФЗ, под оружием в целом понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.
Уголовная ответственность может наступить за незаконный оборот следующего оружия:
- Огнестрельное: то есть, предназначенное для механического поражения на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Основные его части: ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка.
Применительно к статьям, регулирующим ответственность за незаконный оборот оружия на территории Российской Федерации, под огнестрельным понимаются все виды:- боевого;
- служебного;
- гражданского оружия (в том числе и самодельные единицы). Примерами могут быть винтовки, автоматы, гранатометы, минометы, спортивные или охотничьи ружья, револьверы, пистолеты, карабины и т.д. При этом величина калибра не влияет на привлечение к ответственности – согласно уголовному законодательству, этот признак не важен для применения той или иной статьи из главы УК РФ.
- Оружие самообороны – то есть, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, газовое или травматическое. В законодательстве предусмотрены особые условия для наступления ответственности (она несколько мягче) за его незаконное хранение, перевозку, сбыт и т.д.
- Боеприпасы: это предметы вооружения и метаемое снаряжение, которые используются для поражения цели, характеризуются разрывной, метательной, пиротехнической или вышибной силой. Обычно к боеприпасам относят мины, подрывные снаряды, гранаты, а также патроны к любому огнестрельному оружию.
- Взрывчатые вещества – смеси веществ, которые взрываются без доступа кислорода, могут быстро самораспространяться вследствие определенной химической реакции (тротил, пластиты, порох). Взрывными устройствами считаются такие приспособления, которые инициируют взрыв (например, запал, детонатор).
- Холодное оружие – это клинковое (сабля, боевой нож, кинжал), колющее (копье, штык), ударно-дробящее (кастет), а также механическое (арбалет).
Общие признаки предмета преступления органы следствия определяют по ФЗ «Об оружии» — основному закону, который определяет термины, разграничения и назначение, а также предусматривает основные критерии идентификации оружия. Более подробные признаки — вид, функциональность, калибр, тип оружия и его частей может быть определен только экспертом. Поэтому по уголовным делам рассматриваемой категории всегда проводится технико-криминалистическая экспертиза, в рамках которой эксперты проводят исследование всех характеризующих признаков, включая годность.
В уголовно-правовом смысле ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны оружием:
- пневматика;
- стартовые, сигнальные пистолеты и револьверы;
- строительно-монтажные пистолеты;
- элетрошокеры;
- хозяйственно-бытовые (кухонные, разделочные) ножи;
- сигнальные патроны;
- пиротехника.
Если лицо совершает какое-либо преступление с использованием перечисленных средств, его действия могут быть квалифицированы по соответствующей статье УК РФ с признаком «с использованием предметов в качестве оружия».
Чаще всего такой квалифицирующий признак, ужесточающий наказание, может иметь место при совершении убийства, хулиганства, причинения телесных повреждений, разбоя.
Производство оружия в России – прерогатива государственных и частных военизированных предприятий, контроль которых настолько строг, что счету подлежит чуть ли не каждый грамм сырья, используемого для патронов и комплектующих. Верховным Судом РФ в постановлении Пленума от 12.03.2002 отдельным пунктом предусмотрено, что отношения военизированных предприятий по производству и поставкам при соблюдении Закона «Об оружии» не влекут никакой ответственности.
Производство в кустарных условиях, без контроля и без специальной лицензии уголовно наказуемо, ответственность за это предусмотрена в отдельной статье 223 УК РФ, которая запрещает три возможных действия:
- непосредственно изготовление, то есть создание — например, когда из комплектующих предметов разного вида оружия собирается один – он может выглядеть совсем непохожим на те модели, детали которых использовались;
- переделка – например, когда из ракетницы, пневматического пистолета или спортивного оружия производится огнестрельное, подпадающее под признаки гражданского, то есть запрещенного в обороте без наличия специального разрешения. Внешний вид переделанного предмета практически полностью сохраняется, но функции меняются;
- ремонт – когда неисправное ружье чинят, в результате чего становится возможным использовать его для поражения цели.
Наказание за подобные действия может доходить до 8 лет лишения свободы. В тех случаях, когда предметом преступления является оружие ограниченного поражения (травматическое) или газовое, то наказание мягче – до 2-х лет лишения свободы.
Комментарий к Статье 224 УК РФ
1. Объектом преступного посягательства является общественная безопасность.
2. Объективную сторону состава преступления образует хранение огнестрельного оружия с нарушением ст. 22 Закона об оружии и гл. XI Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (в ред. от 26.07.2006) , где предписывается, что оно должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность и исключающих доступ к нему посторонних лиц. ——————————— СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3878; 2005. N 50. Ст. 5304; 2006. N 3. Ст. 297, N 32. Ст. 3569.
2.1. Состав преступления материальный. Обязательным условием привлечения к УО является наступление тяжких последствий.
2.2. Под тяжкими последствиями следует понимать причинение лицом, использующим оружие, смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, пожара и др.
3. Субъектом преступного посягательства может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста и законно владеющее огнестрельным оружием.
3.1. Если это оружие находится во владении незаконно, то лицо несет УО по ст. 222 и дополнительной квалификации по ст. 224 не требуется.
3.2. Лицо, которому поручена охрана огнестрельного оружия, отвечает по ст. 225, и дополнительной квалификации по ст. 224 также не требуется.
4. Субъективная сторона состава преступления выражается в неосторожности в виде небрежности.
4.1. Если по отношению к последствиям имеется умысел, то лицо будет отвечать за соучастие в совершении умышленного преступления, и тогда дополнительной квалификации по ст. 224 также не требуется.
5. Преступное деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Комментарий к статье 224 Уголовного Кодекса РФ
Объект преступления — общественная безопасность в сфере оборота огнестрельного оружия.
Предметом преступления выступает огнестрельное оружие, законно находящееся во владении лица.
Объективная сторона преступления выражается в небрежном хранении огнестрельного оружия, создавшем условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия.
Правила хранения оружия определены Законом об оружии и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» , а также рядом других нормативных правовых актов.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3878.
Так, в соответствии с Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. , граждане Российской Федерации должны хранить оружие и патроны по месту жительства, а также в местах пребывания в сейфах, запирающихся на замок металлических шкафах или ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.
Комментарий к статье 224 УК РФ
1. Состав преступления:
1) объект: общественная безопасность в сфере оборота огнестрельного оружия;
2) объективная сторона: выражается в небрежном хранении огнестрельного оружия, создавшем условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия;
3) субъект: собственник или законный владелец огнестрельного оружия, достигший 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.
2. Применимое законодательство:
1) КоАП РФ (ст. 20.8 — нарушение правил производства, продажи, ношения, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему; ст. 20.11 — нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки на его учет; ст. 20.12 — пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему; ст. 20.13 — стрельба из оружия в не отведенных для этого местах; ст. 20.14 — нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему);
2) ФЗ «Об оружии» (ст. 1 — дается определение оружию, огнестрельному оружию, основным частям оружия, холодному оружию, метательному оружию, боеприпасам, обороту оружия, производству оружия и др.; ст. 6 — ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского оружия; ст. 22 — хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему);
3) подзаконные акты:
— постановление Правительства РФ от 07.07.2011 N 544 «О внесении изменений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»;
— Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (утв. приказом МВД РФ от 12.04.99 N 288).
3. Судебная практика. Постановлением ВС РФ от 12.03.2002 N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» рассмотрена судебная практика и даны разъяснения судам по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
Статья 224 УК РФ. Небрежное хранение огнестрельного оружия
- Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия,
— наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев. - То же деяние, повлёкшее смерть двух или более лиц,
— наказывается обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Статья 224. Небрежное хранение огнестрельного оружия
Лицо, небрежно хранившее огнестрельное оружие, находящееся у него незаконно, несет ответственность по ч. 1 ст. 222 УК.
Новая редакция Ст. 224 УК РФ
1. Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, —
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
Комментарий к статье 224 УК РФ
Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова
Объект преступления – общественная безопасность в сфере оборота огнестрельного оружия. Предметом преступления выступает огнестрельное оружие, законно находящееся во владении лица. Объективная сторона преступления выражается в небрежном хранении огнестрельного оружия, создавшем условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия. Правила хранения оружия определены Федеральным законом “Об оружии” и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 “О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации” (в ред. от 28 февраля 2013 г.), а также рядом других нормативных правовых актов.
Так, в соответствии с Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288, граждане Российской Федерации должны хранить оружие и патроны по месту жительства, а также в местах пребывания в сейфах, запирающихся на замок металлических шкафах или ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.
При проверке условий хранения оружия и патронов, имеющихся у граждан Российской Федерации, сотрудниками органов внутренних дел выясняются:
а) соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов видам и моделям зарегистрированного оружия;
б) наличие запирающегося на замок сейфа, металлического шкафа, ящика из высокопрочных материалов либо деревянного ящика, обитого железом;
в) условия, исключающие доступ посторонних лиц к оружию (хранение оружия в изолированной комнате, установка металлической либо обитой железом двери, оборудование дополнительными запирающими устройствами, средствами сигнализации, порядок хранения ключей от сейфа, шкафа или ящика).
Таким образом, если оружие хранилось открыто, не в сейфовом шкафу либо при наличии доступа к ключам от сейфа членов семьи владельца оружия или других лиц, то при использовании оружия посторонними лицами и наступлении последствий, предусмотренных составом преступления, владелец оружия привлекается к ответственности по ст. 224 УК РФ
Состав преступления материальный. Тяжким последствием признается, например, использование посторонним лицом оружия для совершения с ним преступления против жизни и здоровья, собственности или аналогичного общественно опасного деяния (например, малолетний или невменяемый завладел небрежно хранившимся оружием и использовал его для совершения деяния против личности).
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.
Субъектом преступления может быть собственник или законный владелец огнестрельного оружия, достигший возраста 16 лет.
Статья 224 УК РФ. Небрежное хранение огнестрельного оружия (действующая редакция)
Под тяжкими последствиями следует понимать, например, совершение с применением огнестрельного оружия преступления, самоубийства и т.п. При этом следует иметь в виду, что в данном составе причинная связь между деянием и последствиями является опосредованной действиями третьего лица. Тяжкие последствия прямо не вытекают из небрежного хранения огнестрельного оружия, а являются результатом его использования посторонним лицом. Таким образом, обязательным условием для квалификации деяния по комментируемой статье является создание условий для использования огнестрельного оружия, т.е. его применения по назначению, другим лицом.
4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
5. Субъектом преступления признается лицо, достигшее возраста 16 лет и законно владеющее огнестрельным оружием.
Незаконное хранение гладкоствольного оружия (по статьям КОАП РФ) полностью запрещено не только в России, но и в Белоруссии, Казахстане и Украине, согласно законодательству этих стран. Именно поэтому любые охотничьи ружья, а также гладкоствольные пистолеты, которые можно использовать в порядке самообороны, нельзя иметь без получения надлежащей лицензии.
Любой человек, который не хочет быть осужденным за нарушения правил хранения огнестрельного оружия, должен придерживаться следующих простых правил:
- Перед покупкой любого оружия в обязательном порядке получить на него разрешение. Наличие любого незарегистрированного в надлежащих органах ружья будет считаться незаконным.
- Если во время прогулки произошло внезапное обнаружение гладкоствольного ружья, то его следует немедленно сдать в органы полиции.
- Если у человека имеются собственные охотничьи ружья и патроны к ним, то следует следить за тем, чтобы не допустить нарушения правил хранения оружия. Оно обязательно должно находиться в сейфе, к которому у посторонних лиц не будет никакого доступа.
- Если человек отправляется с ружьем на охоту, то находится оно на протяжении всей транспортировки в специальном чехле, предварительно заряжать его не разрешено.
- По КОАП РФ, нарушением правил хранения оружия будет считаться его обнаружение у человека в местах, где скапливаются большие массы людей. Исключениями из этого правила являются только места стрельбищ или охоты в случаях, которые предусмотрены законом.
Но, конечно же, самым главным нарушением будет считаться непосредственно наличие незарегистрированного ружья.
Все действия с огнестрельным оружием регламентируются законодательством РФ. Для того чтобы его приобрести, необходимо получить специальную лицензию и разрешение. После сделки или в ее процессе зафиксировать факт покупки в ОЛРР. Если этого не сделать, то хранение оружия будет признано незаконным. Недопустимо также тайное укрытие нелегального огнестрела и боеприпасов.
За такие деяния последует уголовное преследование. В лучшем случае преступнику грозит ограничение свободы до 3 лет, в худшем — лишение свободы на срок до 4 лет. Когда противоправные действия совершены несколькими людьми, наказание будет гораздо строже.
Если вы попали в такую ситуацию и не знаете, что делать — сразу обратитесь к нашим юристам. Они внимательно ознакомятся с особенностями вашего дела и предложат пути решения проблемы. Их опыт участия в подобных разбирательствах поможет уменьшить размер наказания до минимума.
Последние вопросы по теме: «Грозит ли срок за незаконное хранение огнестрельного оружия?»
Комментарий к статье 20.8. КоАП РФ:
1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.
2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.
К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона «Об оружии» (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.
При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.
4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).
5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).
6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.
В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).
За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.
В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).
В ч. 3 предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случае совершения данного правонарушения альтернативным административным наказанием должностных лиц по отношению к штрафу является дисквалификация.
В силу этого с учетом положений ст. 3.11 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).
В ч. 4 (ныне ч. 2) альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, а возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций (с 1 июля 2011 г. ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).
В силу этого с учетом положений ст. 3.8 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 2 ст. 23.1).
В ч. 5 (ныне ч. 3) возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций, а применительно к юридическим лицам альтернативным наказанием по отношению к штрафу является административное приостановление деятельности.
В силу этого с учетом положений ст. 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).
Другой комментарий к Ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также установленные правила оборота гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» (с изм. от 21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа 2001 г., 27 ноября 2001 г.) устанавливает запреты на оборот и ношение некоторых видов гражданского и служебного оружия по определенным свойствам и характеристикам, а также боеприпасов и патронов к нему.
Под оборотом оружия и основных частей огнестрельного оружия понимается производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации (ст.1 Закона).
Все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые на ее территорию и вывозимые из нее модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия подлежат обязательной сертификации.
Сертификат соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (ст.7 Закона).
Согласно ст.9 Закона производство оружия, торговля им, его приобретение, коллекционирование или экспонирование на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением производства и приобретения оружия государственными военизированными организациями.
Лицензии на торговлю оружием, его приобретение, коллекционирование или экспонирование выдаются органами внутренних дел, а лицензия на производство оружия — органами, уполномоченными Правительством РФ, на основании заявления гражданина РФ. Срок действия лицензий на производство оружия, торговлю им, его коллекционирование или экспонирование составляет три года со дня выдачи лицензии, а лицензий на приобретение оружия — шесть месяцев со дня выдачи лицензии.
Производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность (ст.16 Закона).
Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из нее гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляются по разрешениям Министерства внутренних дел РФ, а конструктивно сходных с оружием изделий — по согласованию с Министерством внутренних дел РФ после проведения сертификации указанного оружия, патронов к нему и конструктивно сходных с оружием изделий.
При этом ввоз оружия на территорию Российской Федерации может осуществляться юридическими лицами — поставщиками, а его вывоз из Российской Федерации — юридическими лицами, имеющими лицензию на производство оружия.
Ввоз и вывоз оружия иными лицами осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ (ст.17 Закона).
Торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не представившим лицензию на приобретение указанного оружия, а патроны к нему — юридическим лицам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение указанного оружия.
Лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему (ст.18 Закона).
Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему (на основании ст.22 Закона) разрешается юридическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Им запрещаются хранение и использование найденного или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в органы внутренних дел.
Разрешение на хранение и ношение наградного оружия гражданами РФ выдается органами внутренних дел по месту жительства. Наградным не может быть оружие, позволяющее вести огонь очередями, а также запрещенное к обороту на территории Российской Федерации (ст.20 Закона).
На основании ст.24 Закона граждане РФ могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 комментируемой статьи, выражается в противоправном действии (бездействии), в результате которого произошло нарушение установленных правил (см. п.1 комментария к данной статье) по производству, продаже, хранению или учету оружия и патронов к нему.
3. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 рассматриваемой статьи, являются должностные лица, в чьи обязанности входит соблюдение указанных правил и юридические лица.
4. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, может выражаться виной как в форме умысла, так и неосторожности.
6. Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи, является противоправное действие (бездействие) по нарушению правил (см. п.1 комментария к данной статье) хранения, ношения и уничтожения оружия и патронов к нему (если только совершение указанных действий не повлекло уголовной ответственности).
7. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи, являются граждане РФ, достигшие шестнадцатилетнего возраста (возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации могут получить разрешение на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, составляет 18 лет, он может быть снижен не более чем на два года законодательными (представительными) органами субъектов РФ — ст.13 Закона «Об оружии».
Иностранные граждане несут ответственность в соответствии с нормами международных договоров и соглашений, а также со ст.14 упомянутого Закона.
8. Правонарушение, предусмотренное ч.2 рассматриваемой статьи, может быть совершено умышленно или по неосторожности.
9. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.3 этой же статьи, может выражаться в действии (бездействии), нарушающем правила коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему.
Коллекционированием или экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии органов внутренних дел.
Правила коллекционирования или экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий, порядок их производства, продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, торговли ими, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством РФ.
10. Субъектами правонарушения ч.3 комментируемой статьи являются граждане и юридические лица.
11. Правонарушение, предусмотренное ч.3 статьи, может быть совершено умышленно или по неосторожности.
Правовые основы для владения оружием
Основной закон, который регламентирует правила приобретения и хранения гражданского вооружения – это закон «Об оружии», вступивший в силу еще с 1998 года, а в настоящее время актуален в последней редакции.
Согласно одной из статей этого закона, владельцы травматического оружия, которое определено, как огнестрельное оружие ограниченного поражения, обязаны иметь лицензию.
Дело в том, что лицензирование является своеобразным способом установить возможность наделения гражданина правом приобретать и носить оружие.
Процедура лицензирования предполагает документальное подтверждение соответствия претендента предъявленным требованиям. Собрав необходимые документы, гражданин получает разрешение на покупку травматики. После этого в установленные сроки ствол необходимо зарегистрировать и получить лицензию на его хранение и ношение. В противном случае оборот оружия считается незаконным.
В указанном законе прописано не только требование по лицензированию, но и определены нормы для травматического оружия. Это огнестрельное оружие, предназначенное для стрельбы особыми травматическими патронами. Оно не направлено на поражение живой цели и причинение ей существенного ущерба.
Дульная энергия разрешенного оружия не должна превышать 91 Дж. Следующее требование сформулировано для обоймы пистолета или барабана револьвера. Магазин не должен вмещать в себя более 10 патронов.
Ударно-спусковой механизм пистолета может быть двойного типа, то есть, возможна стрельба методом самовзвода, однако исключается стрельба очередями в автоматическом режиме.