Автономные НКО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автономные НКО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основой формирования АНО служат добровольные вклады юридических лиц или граждан. Созданные на базе этих взносов, организации предоставляют услуги в сфере культуры, образования, здравоохранения, науки, права, спорта и иных сферах.
Образующий документ АНО – устав или учредительный договор. В уставе обозначаются цели создания общества, прописываются основные виды выполняемых работ/услуг и порядок управления. АНО может управляться коллегиально, но исполнительные и надзорные функции осуществляются единолично (избранным председателем, президентом, гендиректором, гражданином-учредителем и т.д.).
Главной особенностью АНО является отсутствие членских долей в имуществе общества, то есть правом собственности обладает общество в целом, но не его участники. Поэтому, если один из основателей выходит из общества, ни выделение доли, ни компенсация не предоставляются. Если компания подлежит ликвидации, оставшееся имущество употребляется на уставные цели, но, опять же, не возвращается учредителям. На имущество общества может быть наложено взыскание.
Главной особенностью АНО является отсутствие членских долей в имуществе общества, то есть правом собственности обладает общество в целом, но не его участники.
АНО вправе заниматься коммерческой деятельностью как вспомогательной – такая прибыль используется в уставных целях и не распределяется между основателями. Кроме того, автономная НКО может быть преобразована в фонд.
Правовая форма АНО подходит и для бизнеса. К НКО применяется более лояльное налогообложение. Кроме того, в случае с АНО отпадают взаимные имущественные обязательства между организацией и учредителями.
Решение о создании Автономной некоммерческой организации принимает учредитель (учредители), а вот разрешение на регистрацию АНО или запрет регистрации — этот вопрос лежит в ведении федерального органа исполнительной власти.
Для регистрации АНО нужно подготовить такие документы:
- заявление о намерении создать автономную некоммерческую организацию;
- копии паспортов учредителей, если учредители – физические лица, или выписку из ЕГРЮЛ – если учредителями являются юридические лица;
- копию паспорта будущего руководителя АНО;
- перечень ОКВЭД;
- сведения о месте нахождения организации;
- квитанцию об уплате госпошлины;
Срок регистрации АНО – до 30 дней. Размер госпошлины – 4000 рублей. Стоимость услуги регистрации – 15000 рублей.
Законодательные ограничения на осуществление предпринимательской деятельности НКО
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 24 закона № 7 законодатель может налагать определенные ограничения на приносящие доход действия отдельных НКО. Примерами таких ограничений могут служить:
- запрет на участие в хозяйственных обществах, в которых состоят третьи лица, для благотворительных организаций (п. 4 ст. 12 закона «О благотворительной…» от 18.08.1995 № 135);
- установление закрытого перечня видов деятельности, которыми могут заниматься политические партии (информационная, полиграфическая и рекламная деятельность, при условии что она направлена на пропаганду партии; изготовление и продажа объектов с собственной символикой; продажа и сдача в аренду/наем принадлежащих партии объектов движимого и недвижимого имущества, пп. 3 и 4 ст. 31 закона «О политических…» от 11.07.2001 № 95);
- полный запрет на предпринимательство для адвокатских палат (п. 10 ст. 29 закона «Об адвокатской…» от 31.05.2002 № 63) и пр.
Основанием для открытия новой НКО является заявление, составленное по форме Р11001, утвержденной приказом ФНС РФ «Об утверждении…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Лист И указанного заявления должен содержать сведения о кодах деятельности регистрируемого объединения, выбранных в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенным в действие приказом Росстандарта «О принятии…» от 31.01.2014 № 14-ст.
В заявлении необходимо указать:
- код основного вида деятельности объединения;
- коды его дополнительных видов деятельности.
Для определенных видов деятельности НКО применяются специальные коды. Например, код 87.90 могут использовать организации, оказывающие услуги по уходу с обеспечением проживания:
- в приютах для сирот;
- детских интернатах и общежитиях;
- временных приютах для бездомных и пр.
Возможно ли будет официально трудоустраивать людей работать в благотворительный фонд?
Официальное трудоустройство вполне законно, другой вопрос в том, что обычно все граждане помогают на добровольных началах, но законодатель не отменил трудоустраивать граждан и в благотворительные фонды. Здесь стоит понимать, что законы здесь регламентированы трудовых правом и, следовательно, необходимо выплачивать сотрудникам заработную плату и передавать отчисления в пенсионный фонд и отчитываться перед налоговой инспекцией с оплатой всех платежей.
Заработную плату можно платить из пожертвований, ведь это основной источник поступления любого благотворительного фонда.
Налоговые отчисления с заработной платы производятся в различные структуры. Например, при зарплате в 10 000 рублей отчисления за работника составят:
- — 13% — НДФЛ
- — 5,1% — фонд медицинского страхования
- — 22% — пенсионный фонд
- — 3,1 % — ФСС
Итого – дополнительно при зарплате в 10 000 в налоги пойдет 4320 рублей, то есть 43,2 % необходимо платить сверх зарплаты.
Платить перечисленные суммы работнику напрямую, в обход гос.структур, даже с его согласия закон не позволяет. По сути это и является «черной зарплатой». На сегодня предусмотрен штраф за «зарплату в конвертах».
Кроме того, при такой системе выплаты зарплаты работник получит отдельный способ воздействия на Вас, как на работодателя. Как только работник решит, что с ним поступили не справедливо, он сразу может подать жалобу в налоговую на серую зарплату. Соответственно, это повлечет дополнительные проверки со стороны всех органов. В результате – не известно какие еще нарушения на предприятии будут выявлены кроме «серой зарплаты».
Потребительские кооперативы
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем ооъединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК)
Правовое положение потребительского кооператива (далее — кооператив) определяется ГК (ст. 116) и федеральными законами об отдельных видах кооперативов — 1) жилищных и жилищно-строительных (раздел V ЖК); 2) кредитных (ФЗ о кредитной кооперации); 3) жилищных накопительных (ФЗ о ЖНК); 4) садо-водческих, огороднических и дачных (ФЗ о садоводческих объединениях); 5) сельскохозяйственных потребительских кооперативах (ФЗ о сельхозкооперации); 6) потребительских обществ и их союзов (Закон о потребкооперации).
Из всех некоммерческих организаций потребительские кооперативы являются наиболее коммерциализованными. Им всем разрешена предпринимательская деятельность в пределах, допускаемых законом и уставом. Многие из них занимаются исключительно либо преимущественно предпринимательской деятельностью (сельскохозяйственные потребительские кооперативы и потребительские общества). А некоторые из кооперативов создаются специально для занятия строго определенным видом предпринимательской деятельности (кредитные и жилищно-накопительные кооперативы).
Потребительские кооперативы являются разновидностью кооперативных товариществ и потому имеют много общего с кооперативами производственными в институте членства, учреждении кооператива, управлении кооперативом, его имущественной обособленности и т.д. Однако основной целью их деятельности является не получение прибыли, а удовлетворение материальных и иных потребностей их членов (в жилых помещениях, финансовых средствах, товарах, работах и услугах и др.).
Вместе с тем этот признак оказывается нерешающим в отграничении потребительского кооператива от производственного. Потребительские кооперативы необычайно разноообразны. Сегодня в составе потребительских кооперативов, которые в России переживают не лучшую пору в своей истории и во всем уступают своим коллегам на Западе, можно различать, во-первых, кооперативы, которые создаются для приобретения и эксплуатации общего имущества (жилищные, жилищно-строительные, садовые, огороднические, дачные, гаражные); во-вторых, кооперативы для приобретения имущества для своих членов (жилищно-накопительные); в-третьих, кооперативы для оказания своим членам финансовой помощи — удовлетворения потребности в денежных средствах путем предоставления займов на выгодных условиях (кредитные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные кооперативы); в-четвертых, кооперативы для продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг своим членам на условиях более выгодных по сравнению со всеми иными лицами (потребительские общества, сельскохозяйственные потребительские кооперативы).
Только кооперативы первой и второй группы можно уверенно отличать от производственных кооперативов по признаку извлечения прибыли. Они все получаемые от своих членов средства вкладывают в приобретение (строительство) имущества, которое передается в пользование, а затем и в собственность их членам. Разница между ними очень незначительная. Первые, утрачивая со временем право собственности на имущество, которое переходит к их членам, постепенно превращаются в лиц, занятых обслуживанием общих потребностей членов кооператива — эксплуатацией их общего имущества (организацией ремонта и обслуживания здания и коммуникаций, оказания коммунальных услуг, обслуживания придомовой территории, водо- и энергоснабжением садовых, огородных, дачных и гаражных хозяйств и т.д. и т.п.). Вторые (жилищно-накопительные кооперативы) ограничиваются только оказанием содействия своим членам в приобретении жилых помещений и жилых домов в собственность на льготных условиях, после чего членство в кооперативе прекращается. Однако ни первые, ни вторые, исходя из главных особенностей их организационно-правовой формы, не должны ставить основной своей целью извлечение прибыли.
Совсем другое дело кооперативы третьей и четвертой группы. Они не только заняты извлечением прибыли, но вообще не могут существовать, этой прибыли не извлекая (потребительские общества, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, жилищно-накопительные кооперативы).
Но и это еще не все. Главный признак, отличающий некоммерческие организации от коммерческих, в потребительских кооперативах перестает действовать: доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности (а значит, прежде всего прибыль), осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами (п. 5 ст. 116 ГК).
Общественные и религиозные организации (объединения)
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117 ГК).
Основу общественных и религиозных организаций (далее просто общественные объединения) составляет объединение граждан (физических лиц) на основе общности интересов. Целью объединения является удовлетворение нематериальных потребностей. Причем совершенно не обязательно, чтобы это были потребности какого-то узкого круга лиц (например, учредителей или членов). Напротив, чаще всего речь идет об удовлетворении потребностей неопределенного круга лиц. Эти два системных признака дают право именовать все эти организации общественными объединениями и предопределяют следующие отличительные особенности некоммерческих организаций данного вида.
Во-первых, они не требуют от учредителей и участников обязательной передачи имущества, необходимого для их деятельности и служащего обеспечением требованиям их кредиторов. Хотя участники во многих случаях принимают на себя обязанность уплаты вступительного и членских взносов (политические партии, общественные организации).
Во-вторых, общественные объединения обладают специальной правоспособностью. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Это означает, что право на занятие такой деятельностью должно быть предусмотрено их учредительными документами. Общественные объединения вправе создавать другие юридические лица — все равно — некоммерческие или коммерческие — или быть их участниками, если это не противоречит предмету и целям их деятельности, предусмотренным в уставе.
В-третьих, имущество организации полностью отделено от имущества ее участников (учредителей). Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Это означает, что участники не имеют никаких прав на имущество, остающееся при ликвидации организации после расчетов с ее кредиторами.
В-четвертых, полностью самостоятельной является и имущественная ответственность организации. Участники не отвечают по обязательствам организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а организации не отвечают по обязательствам своих членов (п. 2 ст. 117 ГК).
К общественным объединениям относятся творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам как относительно ограниченного, так и полностью неопределенного круга лиц.
Особенности правового положения отдельных видов организаций в гражданском обороте предусматриваются законами. К их числу сегодня относятся ФЗ о некоммерческих организациях, ФЗ о политических партиях, ФЗ о религиозных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о профессиональных союзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о благотворительных организациях, ФЗ об общественных объединениях, Закон о защите прав потребителей.
Пестрый характер общественных объединений не позволяет дать их полную характеристику в рамках данного учебника.
Так, ФЗ об общественных объединениях предусматривает следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественную организацию; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическую партию. Все они отличаются друг от друга, а особенности правового положения некоторых из них даже урегулированы специальными законами (ФЗ о политических партиях, ФЗ о профсоюзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о молодежных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о науке и научно-технической политике, ФЗ о благотворительных организациях, Закон о защите прав потребителей).
Однако основные элементы их гражданско-правового статуса могут быть сведены к следующему.
1. Общественные объединения могут быть основаны на членстве и иметь неопределенный состав участников либо могут не иметь членства. В первом случае речь идет о политических партиях, профессиональных и творческих союзах, добровольных обществах, которые являются открытыми организациями, участие в которых оформляется приемом всякого, кто разделяет цели объединения и признает его учредительные документы. Во втором случае имеются в виду прежде всего религиозные организации (объединения), участие в которых никак не оформляется по соображениям свободы совести. К такого рода объединениям относятся также общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности.
2. Членство в общественных объединениях дает право участвовать в деятельности объединения, в том числе в работе его высшего органа, избирать и быть избранными в исполнительные органы объединения, право на получение информации о деятельности объединения. Обязанностями членов объединения являются уплата вступительного и членских взносов, относящихся по закону к основным источникам финансирования деятельности объединения. Выход из членов (исключение) не порождает никаких имущественных последствий ни для вышедшего, ни для объединения.
3. Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Религиозные организации, например, должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6 ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).
Организационное единство. Единственным учредительным документом общественного объединения является устав. Наряду с данными, подлежащими включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и другие сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений (ст. 20 ФЗ об общественных объединениях).
Органы общественного объединения делятся на волеобразующие и исполнительные.
Высшим волеобразующим органом объединения, основанного на членстве, является общее собрание членов или его разновидности — съезд, конференция. Законом и уставом определяется круг вопросов, относящихся к исключительной компетенции этого органа. Именно он формирует исполнительные органы объединения — коллегиальные и единоличные, носящие совершенно разные названия (центральный комитет, совет, правление, президиум, председатель, секретарь и т.д.). Исполнительный орган руководит текущей хозяйственной деятельностью объединения, а его единоличный исполнительный орган представляет интересы объединения без доверенности, совершает от его имени любые сделки, принимает и увольняет сотрудников, распоряжается денежными средствами на банковских счетах и т.д.
В компетенцию исполнительных органов общественного объединения входит решение всех вопросов, не относящихся к исключительной компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественного объединения в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению коллегиальным органом под страхом признания ее недействительной как оспоримой сделки (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).
Что входит в услугу регистрация НКО в форме Автономной некоммерческой организации
- консультирование по порядку проведения регистрации АНО в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе по выбору системы налогообложения.
- консультирование и подбор вариантов адреса места нахождения.
- подбор видов деятельности (ОКВЭД).
- разработка пакета документов, необходимых для проведения процедуры регистрации в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе подготовка проектов следующих документов:
— заявление по форме № р11001,
— решение единственного учредителя/ протокол общего собрания учредителей АНО.
— Устав (стандартная редакция, разработанная специалистами нашего Бюро)
— квитанция (образец платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица (4000 рублей).
— приказ о вступлении в должность исполнительного органа (директор, генеральный директор и т. п.), приказ о возложении обязанности по ведению бухгалтерского учета или о назначении главного бухгалтера.
— заявление о переходе на специальный режим налогообложения.
- получение ЭЦП для электронного взаимодействия с гос. органами (мы являемся официальными представителями удостоверяющего центра, аккредитованного Минкомсвязи России, подробнее см. здесь)
- подача и получение в регистрирующем органе документов различными способами:
— по электронным каналам связи в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (УКЭП, ЭЦП) учредителя/заявителя (по всем регионам РФ),
— по нотариальной доверенности (Москва и Московская область),
- изготовление простой печати (по желанию можно выбрать различные оснастки для печати и либо разработать индивидуальный эскиз)
СПРАВОЧНО! С 7 апреля 2015 г. хозяйственные общества вправе, но не обязаны иметь печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.
- получение кодов статистики — Информационного письма из Статрегистра Росстата
- резервирование счета без посещения банка (Сбербанк)
- дополнительно можно заказать Получение извещения и свидетельства о постановке на учет Общества в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования.
Теперь понятно, что это за форма организации — АНО. Как ее ликвидировать? Причин для ликвидации может быть несколько:
- достижение поставленной цели при открытии;
- невозможность достичь поставленных целей;
- финансовая несостоятельность;
- утрата интереса к проводимой деятельности;
- решение суда.
Поэтому существует три варианта упразднения АНО: добровольное, принудительное и через процедуру банкротства. Хотя есть и более простые процедуры, к примеру, передача прав на управление правопреемнику или процедура реструктуризации, поглощения.
На практике чаще всего происходит именно добровольная ликвидация. В этом случае для начала потребуется провести собрание всех учредителей и принять соответствующее решение, которое необходимо оформить протоколом. Сформировать пакет документов для подачи в органы ФНС:
- протокол общего собрания;
- заявление по форме РН0005, то есть уведомление о том, что принято решение о ликвидации;
- заявление по форме РН0006, то есть уведомление о том, что сформирована ликвидационная комиссия;
- документы о регистрации АНО (выписка из ЕГРЮЛ);
- документ о постановке на налоговый учет.
Все эти документы потребуется передать в налоговую службу не позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации.
Далее необходимо опубликовать соответствующее сообщение в «Вестнике государственной регистрации». В объявлении необходимо прописать сроки, в которые могут обратиться кредиторы со своими имущественными претензиями.
Ликвидационная комиссия должна попытаться взыскать всю дебиторскую задолженность, составить персональные уведомления о ликвидации всем кредиторам. Следующий этап – составление ликвидационного баланса (промежуточного) и утверждение его на собрании учредителей. После утверждения, необходимо подать уведомление в органы ФНС по форме РН007, о том, что сформирован промежуточный баланс. Теперь производятся окончательные расчеты с кредиторами в порядке очереди, определенной действующим законодательством. В случаях, когда средств не хватает для погашения долговых обязательств, имущество АНО выставляется на публичные торги.
Автономная некоммерческая организация является новым видом некоммерческих организаций. Согласно Закону о некоммерческих организациях автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Целью создания и регистрации автономной некоммерческой организации является оказание населению услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, медицины, физкультуры, права, спорта, культуры и искусства и других сферах. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» АНО может создаваться для достижения социальных, культурных, образовательных, научных, благотворительных и управленческих целей. АНО открывается с целью удовлетворения духовных потребностей общества, развития детского и юношеского спорта, охраны здоровья населения, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, оказания помощи гражданам и организациям.
В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры и т.д. Следует иметь в виду, что условия налогообложения для этих организаций также будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц, которые будут заниматься подобной деятельностью.
Основной отличительный признак АНО по сравнению с другими формами некоммерческих организаций заключается в возможности оказания платных услуг, т.е. наличия права получения дохода от платной деятельности автономной некоммерческой организации в различных сферах общественной жизни. Другие виды некоммерческих организаций не вправе заниматься оказанием платных услуг. Исключение составляют лишь частные учреждения, которые могут оказывать услуги только в сфере науки и образования (при наличии лицензии), здравоохранения, культуры и искусства.
Автономная некоммерческая организация, как и любой другой вид НКО, не может осуществлять предпринимательскую деятельность в целях извлечения прибыли, а также не может распределять прибыль между учредителями АНО и органами управления АНО. Согласно действующему законодательству о некоммерческих организациях АНО вправе осуществлять оказание платных услуг, доходы от которых должны быть направлены на реализацию целей деятельности организации, указанных в уставе автономной некоммерческой организации.
Автономная некоммерческая организация имеет общие черты с учреждениями и фондами. Наряду с фондами и учреждениями автономная некоммерческая организация не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений — субъектов права оперативного управления данная организация, как и фонд, обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями. При этом учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут ответственности по ее обязательствам. Определение автономной некоммерческой организации почти совпадает с определением фонда, различаясь лишь незначительно, прежде всего – целями создания.
Из признака отсутствия членства вытекает то, что круг учредителей автономной некоммерческой организации формируется при ее учреждении.
Основным учредительным документом Автономной Некоммерческой Организации является устав. Устав АНО должен соответствовать требованиям статьи 14 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.
Устав Автономной Некоммерческой Организации должен содержать:
- Наименование организации с указанием на характер деятельности и организационно-правовую форму;
- Место нахождения организации (государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
- Цели создания и предмет деятельности организации (целью создания АНО является предоставление услуг в сфере создания, развития и реализации социально — значимых программ и проектов).
- Сведения о филиалах и представительствах организации (АНО может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации).
- Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, наделяются имуществом Организации и действуют на основании утвержденных ею положений. Имущество;
- Органы управления Автономной Некоммерческой Организации (Права и обязанности высшего органа управления АНО — её учредителя; права и обязанности директора Автономной Некоммерческой Организации).
- Имущество Автономной Некоммерческой Организации;
- Порядок внесения изменений в Устав Автономной Некоммерческой Организации;
- Порядок реорганизации Автономной Некоммерческой Организации;
- Порядок ликвидации Автономной Некоммерческой Организации;
- Порядок контроля за деятельностью организации.
Устав Автономной Некоммерческой Организации подлежит государственной регистрации.
Необходимо тщательно разработать цели создания, предмет и виды деятельности. Наименование автономной некоммерческой организации должно быть наиболее оригинальным, не дублировать наименования других некоммерческих организаций и отражать основную цель создания АНО. Иными словами, наименование из полного наименования ано должно быть максимально понятно, для чего создана данная автономная некоммерческая организация. Имя (фамилию) гражданина в наименовании можно использовать только с согласия данного гражданина. Слова «Москва», «Россия» и их производные используются только при наличии официального разрешения от уполномоченных органов.
Некоммерческая деятельность
Это деятельность, осуществляемая за счет целевых средств (пожертвований, грантов, субсидий, выделенных на определенные цели). Поступления от некоммерческой деятельности (их также можно назвать целевыми доходами) отражаются в бухгалтерском учете на специальном счете 86 «Целевое финансирование». Согласно Инструкции по применению Плана счетов этот счет используется для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. Расходы некоммерческих организаций, произведенные за счет целевых средств, могут относиться в дебет счета 86 одним из двух способов:
- путем прямого списания каждого вида расходов. Например, зарплата списывается с кредита счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», материалы — с кредита счета 10 «Материалы», оказанные сторонними организациями услуги — с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Этот вариант используется, как правило, в том случае, если некоммерческая организация занимается исключительно некоммерческой деятельностью;
- путем предварительного накапливания некоммерческих расходов на отдельном субсчете к счету учета расходов (20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы»). На конец отчетного периода (месяца) накопленные суммы затрат списываются в дебет счета 86.
Понятие некоммерческой организации
Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации добра.
НКО как «третий сектор»
Современное гражданское общество можно представить в виде трех секторов:
первый сектор — государственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных организаций;
второй сектор — коммерческие организации;
третий сектор — некоммерческие организации.
Третий сектор является:
негосударственным, неправительственным;
независимым, так как множественность источников финансирования делает его относительно независимым как от государства, так и от бизнеса.
некоммерческим, неприбыльным,
сектором добровольной активности (волонтёрским, добровольческим), поскольку в нем широко используется добровольный труд волонтёров.
филантропическим, благотворительным, так как существенную часть этого сектора составляют благотворительные организации.
Цели создания организации
Автономная некоммерческая организация является новым видом некоммерческих организаций. Согласно Закону о некоммерческих организациях автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Целью создания и регистрации автономной некоммерческой организации является оказание населению услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, медицины, физкультуры, права, спорта, культуры и искусства и других сферах. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» АНО может создаваться для достижения социальных, культурных, образовательных, научных, благотворительных и управленческих целей. АНО открывается с целью удовлетворения духовных потребностей общества, развития детского и юношеского спорта, охраны здоровья населения, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, оказания помощи гражданам и организациям.
В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры и т.д. Следует иметь в виду, что условия налогообложения для этих организаций также будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц, которые будут заниматься подобной деятельностью.
Основной отличительный признак АНО по сравнению с другими формами некоммерческих организаций заключается в возможности оказания платных услуг, т.е. наличия права получения дохода от платной деятельности автономной некоммерческой организации в различных сферах общественной жизни. Другие виды некоммерческих организаций не вправе заниматься оказанием платных услуг. Исключение составляют лишь частные учреждения, которые могут оказывать услуги только в сфере науки и образования (при наличии лицензии), здравоохранения, культуры и искусства.