Минтруд предложил продлить на год результаты СОУТ для безопасных рабочих мест

04.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минтруд предложил продлить на год результаты СОУТ для безопасных рабочих мест». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно пункту 4 приложения к приказу № 699н, выявлять потенциально опасные и вредные производственные факторы может сам работодатель либо его представитель вместе с сотрудниками. Для этой задачи не нужно обращаться за услугами в стороннюю организацию.

Общий порядок спецоценки условий труда

В процессе СОУТ обязательно учитываются факторы, перечисленные в пункте 5 Приложения к Приказу № 699н:

  • какие материалы, сырье, оборудование используют работники и могут ли они быть источником вредных или опасных факторов;
  • каковы были результаты предыдущих исследований, производственного контроля и государственного санэпиднадзора;
  • отмечались ли случаи получения травм или заболеваний сотрудников под влиянием тех или иных рабочих факторов;
  • есть ли у самих сотрудников предположения о том, какие факторы на их рабочем месте могут нести вред или быть потенциально опасными для их здоровья.

По результатам СОУТ на каждое рабочее место должен составляться поверочный лист, форма которого приведена в Приложении № 1 приказа. В документе предусмотрено 8 блоков:

  1. Сведения о работодателе: наименование, место нахождения и выполнения работ, название подразделения, контакты.
  2. Сведения о рабочем месте: номер и наименование (специальность, должность, профессия).
  3. Таблица с перечнем физических, химических, биологических факторов, тяжести и напряженности трудового процесса — напротив каждого из факторов есть слова «да» и «нет», одно из которых нужно подчеркнуть при оценке рабочего места.
  4. Заключение, где ставится галочка напротив одного из результатов оценки: условия труда соответствуют нормативным требованиям или были выявлены опасные либо вредные факторы, требующие измерения и исследования с привлечением сторонней организации, имеющей лицензию на СОУТ.
  5. Дата составления поверочного листа.
  6. Сведения о председателе комиссии по СОУТ
  7. Данные о членах комиссии по СОУТ.
  8. Блок для подписи и ФИО работника, ознакомленного с документом.

Важно знать! Если в ходе оценки был выявлен хотя бы один вредный или опасный фактор, то микропредприятию нужно привлечь специализированную организацию, которая проведет СОУТ. Если нет — достаточно заполнить декларацию соответствия условий труда и в течение 30 рабочих дней со дня утверждения поверочного листа подать ее в Реестр деклараций и ФГИС СОУТ.

Рекомендованный образец декларации приведен в Приложении № 2 Приказа № 699н. В документе указывают:

  • наименование микропредприятия;
  • место его нахождения и осуществления деятельности;
  • ИНН;
  • ОГРН;
  • перечень всех рабочих мест, прошедших оценку;
  • номер поверочного листа, на основании которого подается декларация;
  • дату подачи;
  • сведения о регистрации, включая наименование органа, который зарегистрировал документ;
  • подпись, фамилию и инициалы должностного лица, зарегистрировавшего декларацию.

Ошибка: Руководство предприятия составило список аналогичных рабочих мест и распорядилось о проведении проверки 1 рабочего места из их числа.

Комментарий: Должна быть проведена проверка как минимум одного рабочего места из числа аналогичных рабочих мест.

Ошибка: На предприятии была проведена специальная оценка условий труда, по итогам которой выяснилось, что работники трудятся во вредных для здоровья условиях. Руководство внесло пункт о «вредности» производства в договора с новыми работниками, но не изменило условий трудовых отношений с принятыми ранее сотрудниками.

Комментарий: Необходимо внести изменения в трудовые договоры с принятыми на работу сотрудниками или подпись дополнительное соглашение к договору, в котором сообщалось бы о наличии вредных факторов производства и дополнительных гарантий, связанных с данным фактом.

ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий

Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.

Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда

Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.

Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.

Читайте также:  Как подать на алименты на ребенка: в браке, при разводе, через Госуслуги

Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.

Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?

Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.

Всего выделяют 4 класса.

  1. Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
  2. Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
  3. Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
  4. Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.

ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ

Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.

  • Список работников и номера их СНИЛС.
  • Штатное расписание с перечнем должностей.
  • Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
  • Должностные инструкции для каждой должности.
  • График работы.
  • Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
  • Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
  • Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.

Выплата пособий по ГПД

С 1 января 2023 года заказчики обязаны выплачивать социальные пособия исполнителям, с которыми сотрудничают:

  • по договорам подряда. Исключение — самозанятые, пенсионеры и опекуны/попечители, получающие выплаты по договору об опеке/попечительстве или о приемной семье;
  • по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства и лицензионным договорам (кроме самозанятых).

Сотрудники получат право:

  • на пособие по временной нетрудоспособности,
  • пособие по беременности и родам,
  • единовременное пособие при рождении ребенка,
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Выплаты получат только те, кто в 2022 году работал по трудовому договору и за кого Фонд социального страхования (ФСС) получил не менее 4833,72 рубля в рамках страховых взносов. Если в 2022 году человек выполнял работы только по договорам ГПД, то претендовать на пособия он сможет лишь в 2024 году.

Исполнитель, который сотрудничает по ГПД с несколькими компаниями, может получить пособие в одной из них по своему выбору.

Если на момент болезни человек сотрудничает с одной компанией по трудовому договору, а другой оказывает услуги по ГПД, больничный оплачивает первый работодатель.

Последствия частичной мобилизации

Частичная мобилизация как явление, затронувшее не только экономику, но и российское общество в целом, до сих пор оказывает влияние на рынок труда. Есть сотрудники, которые переехали за рубеж, и рынок потерял сильных профессионалов, появились временные ставки для замещения сотрудников, подлежащих призыву, — все это, безусловно, не является привычной ситуацией ни для одной из сторон. Многие специалисты не готовы к переходам, они хотят сохранить текущую работу и хотя бы минимальную стабильность. Одновременно с недостатком кадров в некоторых сферах работодатели стали проявлять более гибкий подход к взаимоотношениям с сотрудниками и кандидатами, ведь компаниям при любых, в том числе нестандартных обстоятельствах жизненно необходимо обеспечивать удовлетворение всех своих потребностей. Появилось больше возможностей для людей разных возрастных категорий и социальных групп, больше вариантов для гибкого графика и альтернативных форматов работы — гибридного и удаленного. При этом остаются и работодатели, которые больше ориентированы на присутствие сотрудников в офисе, чтобы не потерять культурный код, сохранить общий дух и контакт между людьми в таких непростых условиях.

Кто такие бюджетники в России

Юридические лица в России могут создаваться не только гражданами или другими организациями, но и Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями. От имени этих публичных образований предприятия создаются уполномоченными органами (департаментами, отделами, другими подразделениями). За счет бюджетов могут прямо или косвенно финансироваться:

  • казенные предприятия, чье имущество полностью принадлежит государству или муниципалитету, а все доходы перечисляются в бюджет;
  • унитарные предприятия в различных отраслях деятельности, которые используют переданное имущество для получения дохода;
  • государственные и муниципальные учреждения культуры, образования, здравоохранения, спорта, иных сфер деятельности.

Унитарные предприятия могут сами зарабатывать доходы, которые могут идти и на выплаты бюджетникам. Но даже если доходов не будет, зарплата зарплаты гарантирована бюджетами соответствующих уровней.

Демографическая яма 1990−2000-х годов дает о себе знать. В перспективе число экономически активных россиян будет сокращаться, по сравнению с прошлыми десятилетиями, а рабочие руки стареть.

По прогнозам ВШЭ, доля работающих людей в возрасте до 40 лет будет неуклонно снижается и к 2030 году упадет с 42% до 37,4%. Этот процесс напрямую влияет на производительность труда, и ежегодно может вымывать из ВВП 1−1,5%. Кроме того, к кадровому голоду толкает убыль населения, миграция, уменьшение потока иностранной рабочей силы.

Уже сейчас мы видим признаки дефицита кадров в категории профессий с легким входом. Предложений там зачастую больше, чем резюме, и в будущем этот разрыв будет увеличиваться и по другим направлениям, так как восполнить демографический пробел быстро не получится, — предсказывает собеседница «Ридуса».

Оплата труда работников в сфере культуры

С 1 января 2023 г. в новой редакции будет действовать Инструкция о размерах и порядке осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству культуры, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства культуры, утв. постановлением Минкультуры от 13.06.2019 № 32.

Уточнены категории работников бюджетных организаций, которым устанавливаются надбавки за характер труда, а также размеры надбавок за характер труда руководителям и специалистам.

Например, надбавка за характер труда рабочим бюджетных организаций сферы культуры составит 40% от их окладов (вместо действующих 15%).

С этой же даты из перечня компенсирующих выплат исключается базовая доплата до МЗП для рабочих бюджетных организаций сферы культуры, с которыми не заключен контракт.

Общие изменения в отчетности

С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:

  • расчет по страховым взносам (РСВ) и
  • единый отчет по сотрудникам.

Единый отчет заменит сразу четыре формы – ​СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:

  • часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
  • если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
  • часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.

Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:

  • ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
  • а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.

Иностранные работники

С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.

Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.

Таблица тарифных разрядов по должности

Тем, кто желает ознакомиться со всеми типовыми должностями и соответствующими им ТР в российской армии, рекомендуется обратиться к Приложению № 1 к Постановлению Правительства РФ № 992 от 05.12.2011 г. В данном же разделе статьи приводится лишь «голая» тарифная сетка военнослужащих в 2023 году — причем должностные оклады военнослужащих, соответствующие определенным ТР, в Таблице 2 указаны уже с учетом вышеупомянутой индексации, на которую ОД контрактников так же, как и ОЗ, были увеличены с 2023 г.:

Тарифный разряд Наименование типовых (нетиповых) воинских должностей Оклад (рублей)
Воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, проходящими военную службу по контракту
1 Первичные воинские должности солдат и матросов: стрелок, маскировщик, дорожник. 12051
2 Пулеметчик, снайпер. 13255
3 Старший сапер, старший гранатометчик. 14461
4 Командир танка, начальник автодрома, начальник бюро пропусков. 15667
5 Командир отделения в мотострелковом (танковом) взводе. 18076
6 Фельдшер, начальник полигона. 19280
7 Заместитель командира взвода. 20486
8 Переводчик, помощник дежурного по командному пункту. 21088
9 Старшина (батальона, дивизиона, роты, батареи), старший техник. 21690
Воинские должности, подлежащие замещению офицерами и генералами
10 Командир мотострелкового (танкового) взвода. 24100
11 Инженер в управлении мотострелкового (танкового) батальона. 24703
12 Заместитель командира мотострелковой (танковой) роты. 25306
13 Старший офицер в управлении мотострелкового (танкового) полка. 25908
14 Командир мотострелковой (танковой) роты, зенитно-ракетной батареи. 26510
15 Офицер в управлении мотострелкового (танкового) корпуса. 27113
16 Заместитель командира мотострелкового (танкового) батальона. 27715
17 Начальник разведки в управлении мотострелковой (танковой) бригады. 28317
18 Командир мотострелкового (танкового) батальона, ракетного (артиллерийского) дивизиона. 28921
19 Офицер в управлении общевойсковой армии. 29523
20 Офицер в управлении объединенного стратегического командования военного округа, заместитель командира мотострелкового (танкового) полка. 30125
21 Старший офицер в управлении общевойсковой армии. 30727
22 Старший офицер в управлении объединенного стратегического командования военного округа, заместитель начальника штаба мотострелковой (танковой) дивизии. 31330
23 Командир мотострелкового (танкового) полка, офицер в управлении (отделе главного управления, департамента) Министерства обороны. 31933
24 Начальник отделения в управлении объединенного стратегического командования военного округа. 32535
25 Заместитель командира мотострелковой (танковой) бригады, заместитель начальника отдела в управлении общевойсковой армии. 33137
26 Старший офицер в управлении (отделе главного управления, департамента) Министерства обороны, заместитель начальника отдела в управлении объединенного стратегического командования военного округа, командир корабля (эскадренного миноносца, фрегата). 33741
27 Старший инспектор-штурман в управлении командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. 34343
28 Командир мотострелковой (танковой) бригады, начальник отдела в управлении общевойсковой армии, начальник группы в управлении (отделе главного управления, департамента) Министерства обороны. 34944
29 Начальник отдела в управлении объединенного стратегического командования военного округа, заместитель командира мотострелковой (танковой) дивизии. 35548
30 Заместитель начальника отдела в управлении (отделе главного управления, департамента) Министерства обороны, начальник арсенала (1 разряда). 36150
31 Командир мотострелковой (танковой) дивизии. 36752
32 Командир бригады надводных кораблей. 37355
33 Начальник отдела в главном управлении, департаменте Министерства обороны, заместитель начальника управления в управлении объединенного стратегического командования военного округа. 37958
34 Командир авиационной базы (1 разряда), заместитель начальника направления в главном управлении Министерства обороны. 38560
35 Командир мотострелкового (танкового) корпуса; начальник управления в управлении объединенного стратегического командования военного округа, командир дивизии надводных кораблей. 39162
36 Заместитель начальника учебно-методического центра военного учебно-научного центра. 39764
37 Заместитель командующего общевойсковой армией; начальник направления в главном управлении Министерства обороны. 40368
38 Заместитель начальника управления главного управления, департамента Министерства обороны, заместитель начальника космодрома. 40970
39 Командир эскадры кораблей. 41572
40 Первый заместитель командующего общевойсковой армией. 42174
41 Заместитель командующего войсками военного округа по материально-техническому обеспечению. 42777
42 Начальник управления главного управления, департамента Министерства обороны, начальник космодрома. 43379
43 Заместитель начальника Военной инспекции Министерства обороны. 43982
44 Командующий общевойсковой армией, заместитель начальника главного управления, руководителя (директора) департамента Министерства обороны. 44585
45 Начальник военного учебно-научного центра, первый заместитель командующего войсками военного округа. 45187
46 Заместитель главнокомандующего видом Вооруженных Сил. 45790
47 Командующий войсками военного округа, командующий родом войск Вооруженных Сил, начальник главного управления, руководитель (директор) департамента Министерства обороны. 48199
48 Главнокомандующий видом Вооруженных Сил, заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил. 50609
49 Заместитель Министра обороны Российской Федерации. 53019
50 Первый заместитель Министра обороны Российской Федерации. 54224
Читайте также:  Действия, идентифицирующие факт принятия наследства

Новые квартальные формы с отчета за I квартал 2023 года.

Также, этим же приказом Росстата вводится новые квартальные формы с отчета за 1 квартал 2023 года:

  • № ЗП-образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала»;

  • № ЗП-культура «Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала»;

  • № ЗП-наука «Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, по категориям персонала»;

  • № ЗП-соц «Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала»;

  • № ЗП-здрав «Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала»;

  • № П-4(НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников».


Похожие записи: